Свободный ландшафтный дизайн



Свободный ландшафтный дизайн


«Свободное» ландшафтное проектирование

Ландшафтные архитекторы Европы XVI—XVIII веков восприняли идеи регулярности, «правильности» проектирования как догму. Этому послужили в основном заимствования планов садов древнего Китая, Индии, Арабских стран. Это было связано с географическими открытиями, расширением контактов с этими странами благодаря развитию мореплавания, торговли, культурного обмена. В Европу были завезены не только новые, доселе неизвестные виды экзотических (для средних широт) растений, но и идеи регулярности, правильности, симметрии в садоводстве.

И на протяжении почти 3-х веков проекты садов, усадеб, парков носили характер строгой планировки. Но в конце XVII века, например в Англии, уже начала зарождаться идея отрицания такого подхода к ландшафтному проектированию. И это было закономерно, так как мода на любую идею так или иначе закачивается и на смену ей приходит новая. Ландшафтные архитекторы XVII—XVIII веков, истощив возможности использования всем известных групп растительности и планировочных приемов, поняли, что ландшафтный дизайн, приближенный к дикой природе, дает еще большее поле для деятельности на поприще ландшафтного проектирования. С этого времени начался «бум», переворот в садоводческом творчестве, когда на смену строгим, «скучным», как считали теоретики того времени, осевым композициям пришел абсолютно другой, свободный, максимально приближенный к природе стиль.

В ландшафтном искусствоведении некоторые авторы называют его «свободным» стилем, некоторые «пейзажным» или ландшафтным. Большую роль в формировании такой эстетической оценки нового подхода к ландшафтному проектированию сыграли художники-пейзажисты: К.Лоррен, Н.Пуссен, А.Ватто, Ф.Буше, Т.Руссо, К. Коро и др., а также архитекторы садово-паркового искусства У.Гилпин, Ю.Прайс, Г.Рептон, Уотли, Вобурн, Н.Львов, У.Робинсон и т.д.

Некоторые парки просто реконструировали полностью, заменив строгие осевые планировки произвольными живописными, приближенными к естественной природе, композициями. Но любой живописный рукотворный парк или сад все же будет отличатся от «дикого» природного ландшафта. Основными отличиями здесь является строгая выверенность визуальных и планировочных принципов. Здесь не встретишь дерево, растущее «где попало», дорожка не ведет в «никуда» или к чему-нибудь неприглядному, цветы не растут «сами по себе», каждый открывающийся вид строго продуман, ансамбль построек гармоничен, выдержан в определенном стиле, водоемы, кажущиеся «дикими», содержатся в идеальном порядке и чистоте, луга подстрижены, дорожки и тропинки не имеют выбоин, лужи т.д. И, тем не менее, находясь на территории такого участка земли, ощущаешь, что находишься в естественной природе, сливаешься с ней забываешь о ее рукотворности.

Вот такими принципами руководствовались ландшафтные дизайнеры — «пейзажисты», пришедшие на смену архитекторам «регулярного» стиля в садовом искусстве.